Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы является экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели часто по разному именуют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Однако ни одно из вышеуказанных наименований не является точным и научно-обоснованным наименованием, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое название более 7 лет назад, основная масса судей, адвокатов, следователей, юристов также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, не определяя вида экспертного исследования.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения данного исследования, в общей практике довольно часто складываются ситуации, когда в офис какой-либо организации, где имеются бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы дела, для исполнения которых требуются знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

И тогда возникает некрасивая ситуация, в следствии которой материалы возвращаются в следственные или судебные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела не выдерживаются по причине грамотности указанных выше участников судебного процесса.

Основные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте ДТП: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспортных средств и других участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и других объектов по покрытию автодороги;

Установление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению происшествия: ошибочное расположение дорожных указателей, отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неверная разметка дорожного полотна и прочие отрицательные особенности ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.

Кстати, в случаях, где главной причиной ДТП выступают погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент происшествия.